Жизнь за городом

На теплоходе музыка играет…

Сотни лет назад иноземные путешественники называли Русь «речной страной» ‒ так много этих водных артерий на карте нашей страны. Предлагаем воспользоваться этим преимуществом нашего ландшафта и провести один день на речных просторах Подмосковья, ведь летняя навигация уже открыта. Мы нашли города, откуда речные теплоходики возят всех желающих к самым интересным достопримечательностям и самым живописным ландшафтам.

Жемчужины Оки из Серпухова

Древний Серпухов, который сотни лет назад защищал весь Московской регион с южных рубежей, очень удачно и живописно расположился в устье реки Нары, в месте впадения её в красавицу Оку. Пассажирское сообщение связывает речной порт города с деревней Лукьяново, наукоградом Пущино и пристанью «Сады». От последней можно пешком добраться до храма Рождества Пресвятой Богородицы в Подмоклово – одного из самых необычных и красивых в Подмосковье (он создан по образу римской базилики Темпьетто). Но самыми интересными речными путешествиями, безусловно, станут поездки на теплоходе до усадьбы Поленово, где находится музей-заповедник знаменитого автора «Московского дворика» Василия Поленова, и чудесной Тарусы – любимого места вдохновения Марины Цветаевой. Эти два маршрута рассчитаны на весь день и дают возможность путешественникам совершить двухчасовую прогулку по усадьбе или по знаменитому дачному посёлку. Не менее интересно будет и во время плавания – все маршруты начинаются с тихой и уютной Нары. По её берегам тянутся «подушки» густых зарослей ивы, а иногда можно встретить и пугливую косулю, щиплющую травку или переплывающую на другой берег. На Оке речников встречают высокие холмы и широкие пространства полей, где время исчезает и хочется, чтобы путешествие не кончалось.

Коломенский кремль с борта теплохода

Из подмосковной Коломны можно совершить речную прогулку по двум рекам: Москве-реке и Оке. Любителям необычных ракурсов на привычные достопримечательности стоит воспользоваться прогулочными рейсами теплоходов яхт-клуба «40-й меридиан», которые отходят от личной пристани на набережной Москвы-реки в районе Водовозного переулка. Утренние рейсы по субботам и воскресеньям проходят по маршруту вверх по реке. Преимущество этого варианта – в редкой возможности увидеть с другой стороны Коломенский кремль с куполами Успенского собора, Пятницкими воротами и сохранившейся до наших дней частью стены – виды как с картинки про сказочные терема. Чуть дальше на маршруте, по другую сторону реки, открывается вид на Богородице-Рождественский Бобренев монастырь с церковью Фёдоровской Богоматери. Вечерняя прогулка с пятницы по воскресенье, помимо видов Коломны в свете уходящего дня, близко познакомит со Старо-Голутвиным монастырём и пройдёт до самого слияния с Окой. По ней, кстати, тоже можно прокатиться на теплоходе, но на регулярном рейсе по маршруту Бочманово – Притыка с остановками на причалах в Васильево и у дома отдыха «Лесная сказка».

Два вождя и шлюз Дубны

В Дубне поклоннику речных прогулок представится редкий шанс побывать на судне во время прохождения шлюза. Маршрут дубнинского прогулочного теплохода проходит по уникальной местности – по каналу имени Москвы, искусственно созданному за пять лет силами и жертвами узников ГУЛАГа, и огромному Московскому морю, то есть Иваньковскому водохранилищу, которое образовалось в верхнем разливе Волги в результате глобального проекта по «разворачиванию рек вспять». Уже начало путешествия впечатляет – теплоход стартует от причала «У Сталина», где до 1961 года возвышалась гигантская статуя вождя народов, а ныне остались лишь постамент и легенда об отрубленной каменной голове Иосифа Виссарионовича на дне канала. В отличие от Сталина, Ильичу повезло больше – огромный памятник Ленину до сих пор стоит напротив своего канувшего в Лету «товарища», чем непрестанно радует проплывающих мимо туристов. Ещё одним аттракционом плавания, конечно, становится прохождение шлюза № 1, когда теплоход преодолевает пороги канала на специальном водном «лифте». Ну а после – впечатляющие просторы Иваньковского водохранилища, виды набережных и церквей наукограда Дубны и нескончаемые подмосковные пейзажи, главный из которых – у слияния Волги и реки Дубны.

Калязинская Атлантида и космическая «тарелка»

Калязин – российская Атлантида. Когда-то богатый и большой уездный город ныне находится на дне огромного Волжского разлива, образовавшегося из-за строительства Угличской ГЭС: в 1939-1940 годах под воду ушли почти все кварталы старого города, оставив нам единственную, но зато какую (!) достопримечательность. Высоченная пятиярусная колокольня старинного Троицкого монастыря – единственный свидетель былых времён, который вот уже почти восемь десятков лет стоит на небольшом островке среди воды. Нижний ярус её затоплен, и где-то там, согласно легенде, покоится упавший колокол, который бил подводный набат 22 июня 1941 года. Совершить водную прогулку и увидеть Никольскую колокольню с воды можно, воспользовавшись услугами любого частного речного судна или местной туристической компании, которая проводит водную экскурсию «Город под водой». Помимо знакомства с остатками Троицкого монастыря в Волжском разливе, в экскурсию входит плавание по речкам Пуда и Жабня, недалеко от берега которой есть ещё одна достопримечательность Калязина – тарелка Калязинской космической обсерватории. Когда впервые видишь эту громадину, мурашки бегут по коже, а со стороны реки тарелка вообще выглядит пришельцем из другого мира.

Ольга Дедова